Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценностью, актуальностью темы и прикладной значимости полученных результатов, но и по уровню общих методической подготовки, прежде всего находит отражение в ее композиции. Понятно, что нет и не может быть никакого стандарта композиции диссертационной работы. Каждый автор волен выбирать такой порядок представления научных материалов, который, на его взгляд, лучше, убедительнее раскроет его творческий замысел, а их размещение будет соответствовать внутреннему логической связи этапов исследования.

Традиционно сложилась определенная композиция диссертационной работы со следующими основными элементами:

1) содержание,

2) перечень условных обозначений (при необходимости),

3) вступление,

4) разделы основной части,

5) выводы,

6) библиография,

7) приложения (при необходимости),

8) вспомогательные указатели.

Содержание подают в начале диссертации.

Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов подают в диссертации отдельным списком перед вступлением. Во введении к диссертации обычно обосновывают актуальность темы, цель и содержание поставленных задач, формулируют объект и предмет исследования, отмечают избранный метод (или методы) исследования, теоретическую ценность и прикладную значимость полученных результатов, определяют положение, вынесенные на защиту. Итак, вступление -очень ответственная часть диссертации, поскольку содержит все необходимые квалификационные характеристики диссертационного исследования. Актуальность Обязательно требование к любой диссертации. Поэтому вполне понятно, что вступление в нее начинают с обоснования актуальности выбранной темы. Умение выбрать тему, правильно ее понять и оценить с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует научную зрелость и профессиональную подготовку автора диссертации.

Для освещения актуальности достаточно 1-2 страниц, где освещают главное -сутнисть проблемной ситуации. Четко и однозначно определить научную проблему и, таким образом, сформулировать ее суть будет нетрудно, если диссертанту удастся показать, где пролегла граница между знанием и незнанием по предмету исследования.

Для выяснения состояния разработки выбранной темы состоит краткий обзор литературы, из которого можно сделать вывод, что данная тема еще не раскрыта (раскрыта лишь частично, или не в том аспекте) и потому требует дальнейшей разработки. Если такой вывод следует логически учитывая, то диссертанту нет смысла разрабатывать выбранную тему.

Обзор литературы по теме демонстрирует основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изучения темы.

Материалы такого обзора надо систематизировать в определенном логическом связи и последовательности. Поэтому перечень работ и их критическое рассмотрение не обязательно подавать в хронологическом порядке.

Если выбранной темы очень много информационных источников, то обзорные литературы может быть посвящен отдельный раздел (обычно первый) основной части диссертации. При этом следует помнить, что поскольку кандидатская диссертация раскрывает относительно узкую тему, то обзор работ предшественников делают только по вопросам выбранной темы, а не за проблемой в целом.

В обзоре называют и критически оценивают публикации, прямо и непосредственно причастны к теме диссертации. Излишне изложение всего, что стало известным диссертанту из прочитанного, и того, что побочное касается его работы. Бывает, что соискатель, не найдя в доступной ему литературе нужных сведений, безосновательно берется утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако впоследствии это легко опровергается. Ясно, что такие ответственные заявления можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций с научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства, что часть проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не разработана и не освещена в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также указания конкретных задач, которые будут решаться в соответствии с определенной цели. Это обычно делают в форме перечисления (изучить …, описать …, установить …, выявить …, вывести зависимость … и т. Д.).

Формулировать задачи необходимо как можно тщательнее, поскольку описание их решения составляет содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировки задач диссертационного исследования.

Обязательным элементом вступления является определение объекта и предмета исследования. Объект -это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет находится в пределах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, поскольку предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая отмечается на титульном листе как ее название.

Методы исследования, как инструмент добывания фактического материала, -также обязательные элементы вступления в диссертации и необходимое условие достижения поставленной цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят ссылки, на каком именно фактическом материале выполнена данная работа. Здесь дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических) и указываются методологические основы проведенного исследования.

В завершение вступления целесообразно подать структуру диссертационной работы, то есть привести перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их размещения. В разделах основной части диссертации подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все несущественные для решения научной задачи материалы выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертации и полностью ее раскрывать. В этих разделах диссертант сжато, логично и аргументировано излагает материал в соответствии с требованиями к научным трудам, которые подаются в печать.

Трудно давать какие-то общие рекомендации по частей диссертационной работы. Это связано не только с разнообразием тем, но и с разницей в характере и значении данных частей исследований для диссертаций разных видов.

Каждый раздел диссертации заканчивают короткими выводами объемом до 1 страницы. В конце выводов рекомендуется написать: «Основные научные результаты раздела опубликованы в работах […]».

Общие выводы диссертации выполняют роль окончания, обусловленного логикой проведения исследования в форме синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез -послидовне, логично стройное изложение полученных итоговых результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Здесь содержится так называемое «исходное» знание, которое является новым относительно исходного знания. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности при публичной защите диссертации. Это выводное знание нельзя подменять механическим сложением вместе выводов в конце разделов, ведь это то новое, существенное, что составляет конечные результаты исследования, сформулированные в виде определенного количества пронумерованных абзацев, их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом определяется не только его научная новизна и теоретическая значимость, вытекающих из конечных результатов, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также обобщенную итоговую оценку выполненной работы. Здесь важно обратить внимание на ее главный смысл, полученные важны посторонние научные результаты, новые научные задачи, возникающие в связи с проведением диссертационного исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня диссертации, а также демонстрирует уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

В выводах можно внести и практические предложения. Это повышает ценность теоретических материалов.

После общих выводов принято помещать библиографический список использованной литературы -один из существенных частей диссертации, которая воспроизводит самостоятельную творческую работу диссертанта.

Соискатель обязан ссылаться на источники, из которых в диссертации использованы материалы, отдельные результаты, идеи или выводы для разработки собственных проблем, задач, вопросов.

Такие ссылки дают возможность отыскать документы и проверить достоверность цитирования определенных научных работ, сообщают необходимую информацию о них, помогают выяснить их содержание, язык текста, объем. Ссылаться следует на последние издания произведений.

Более ранние издания можно указывать только в тех случаях, когда в них имеющийся материал, не включенный в последнее издание. Вспомогательные или дополнительные материалы, перегружают текст основной части диссертации, но нужны для полноты ее восприятия, целесообразно вносить к приложениям. По содержанию приложения могут быть весьма разнообразными. Для них характерны, например, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и программы, протоколы и акты испытаний, внедрения, расчеты экономического эффекта, инструкции и методики, описание алгоритмов и программ решения задач на ЭВМ, разработанные в процессе выполнения диссертационной работы, отдельные положения из инструкций и правил, иллюстрации вспомогательного характера.

Заголовки разделов и подразделов диссертации должны точно отражать содержание изложенного в них тексте. Они не могут сокращать или расширять объем заложенной смысловой информации. Не рекомендуется к заголовкам включать слова для обозначения общих понятий, узкоспециальных или местных сроков, сокращенные слова и аббревиатуры, химические и математические формулы. Каждый заголовок в научном тексте должно быть как можно короче. Но и чрезмерное его лапидарность нежелательна. Чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки из одного слова. Такой заголовок не позволяет определить тему помещенного под ним текста. Случается и другая крайность, когда автор диссертации хочет максимально точно передать в заголовке содержание раздела. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, существенно затрудняет его смысловое принятия. Когда макет черновой рукописи готов, все необходимые материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, есть одобрение научного руководителя, начинается детальное шлифование текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое слово. Соискатель еще раз проверяет, насколько название его работы и названия разделов и подразделов отвечают их содержанию, уточняет композицию диссертационного произведения, размещенные материалов и их рубрикацию. Целесообразно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь надо посмотреть на собственное произведение словно «чужими глазами», критически и требовательно.

Источник: www.avian.ho.ua/home/dissert.pdf

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Все отзывы
Сергей
Реферат

Очень оперативно, спасибо!

27.10.2017
Юрий
Реферат

Работа превысила все мои ожидания.

27.10.2017
Иван
Реферат

Быстро, качественно и главное в сроки. Получил 95 баллов.

27.10.2017
Оставить отзыв
Как мы работаем
how_we_works-img
1
Вы оформляете заявку
how_we_works-img
2
вносите предоплату
how_we_works-img
3
Автор пишет работу
how_we_works-img
4
Мы уведомляем вас о готовности
how_we_works-img
5
Вы вносите доплату
how_we_works-img
6
скачиваете готовую работу

Наши менеджеры всегда готовы ответить на ваши вопросы через online-консультант или по телефону.

Также вы можете воспользоваться формой отправки сообщений.

Оставить заявку
Клиенты часто говорят, что результат
нашей работы превзошел все их ожидания.
На самом деле мы просто качественно делаем свою работу.
Смотреть видео
Наука-Сервис в цифрах
we_in_numeric_item-img
Более 43 000

защищенных работ

we_in_numeric_item-img
4,8 баллов

средняя оценка

we_in_numeric_item-img
более 20 лет

на рынке

we_in_numeric_item-img
более 100

количество авторов

we_in_numeric_item-img
26-38 лет

средний возраст автора