Наука и диссертационное исследование

Наука в целом и каждая научная дисциплина имеют свою индивидуальную историю возникновения и развития, являясь следствием прогресса человечества и его потребностей. Но при всем многообразии наук они имеют между собой много общего, прежде всего v обобщенные методологические установки, делающие знания не только истинными, но и научными. Поэтому, прежде чем приступить к написанию, оформлению и подготовке диссертации к защите, начинающий ученый должен внимательно ознакомиться и изучить основополагающие методологические установки диссертационного исследования.

Известно немало подходов к определению науки. В самом общем и широком смысле понятие "Наука" означает исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, когда человек гордо может сказать о своей работе: "Я занимаюсь наукой", точнее Lнаучными исследованиями¦. Диссертационное исследование является аналогом или прототипом научного исследования, но при этом дополнительно предполагает по завершении определенного отрезка научного исследования подготовку научного труда v диссертации v в виде рукописи для публичной защиты.

Таким образом, наука как форма человеческой деятельности v это процесс получения нового знания об объективном мире. Кроме того, понятие "наука" включает и результат познавательной деятельности, выраженный в форме конкретных знаний. Эти знания постоянно проверяются и дополняются, раскрывая подлинные связи между объектами природы, общества, мышления. Отметим, что знания приобретаются человеком во всех сферах его деятельности: в обыденной жизни, политике, экономике, искусстве, но только в науке они определяют главную цель научной деятельности.

Продуктом науки является не только научное знание. Для получения научного знания необходима разработка различных методов наблюдения и экспериментирования, а также значительное множество средств, при помощи которых они осуществляются: приборы, установки, методики измерения, средства хранения, обработки и передачи информации и т.д.

К продуктам науки следует отнести и рациональный стиль принятия решения. Систематичность и обоснованность являются большой социальной ценностью, влияют на общество и каждого его члена в отдельности.

Черты научного исследования

Иногда соискателя ученой степени интересует вопрос: когда заканчивается ненаучная и начинается научная работа? Другими словами, можно ли считать то, чем я занимаюсь, научной работой, и может ли быть она в дальнейшем представлена для защиты как диссертация. Ориентир в ответе на этот вопрос v наличие в работе нового, достоверного знания о реальности из определенной отрасли науки. Только оно преобразует исследовательскую деятельность в научное, диссертационное исследование.

Назовем основные признаки научного знания.

Научное знание относится к определенной отрасли науки или их сочетанию: технической, физико-математической, химической и др.

Научные знания базируются на критериях объективности, соответствия истине, достоверности, подтверждаются эмпирически, способны объяснить природу процессов и объектов, логику их существования, не противоречат фундаментальным научным дисциплинам и методологии науки.

Одним из отличительных качеств научного знания является егосистемность. Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация v тип деления родового понятия по некоторому основанию на подчиненные ему видовые понятия, составляющие после деления в сумме объем родового понятия.

Следующая наиболее значимая черта науки v стремление к обоснованию научного знания. С ним нередко связывают факт рождения науки. В Древней Греции Фалес Милетский первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам выполнил ряд таких доказательств, что послужило поводом историкам науки утверждать, что именно этот период можно назвать началом научных исследований человечества.

Обоснованию подлежит любое новое знание как эмпирическое, так и теоретическое. Стремление обосновать научные знания, привести их в стройную систему, раскрыть научное достижение для компетентной критики делает науку образцом рациональности. Ученый, выдвигая научное предположение (гипотезу), задумывается о возможности его опровержения, чем выражается критический дух науки. Если же смелые научные идеи подтверждаются опытом, то становятся значимыми для науки. Именно они способны к расширению поля науки, позволяют поставить новые задачи и новыенаучные проблемы, продвигающие научные знания к новым высотам.

Научное исследование исключает все субъективное, связанное с личностью ученого и его мировосприятием. В искусстве, напротив, произведение художника органично связано с автором. Если бы не великие мастера Лев Толстой и Людвиг ван Бетховен, то "Войной и миром" или "Лунной сонатой" мы не смогли бы удовлетворить свои эстетические интересы.

В науке положение принципиально иное. Хотя мы знаем, что нередко законам, принципам и теориям присваивают имена отдельных ученых, понятно, что если бы не Ньютон, Дарвин или Эйнштейн, то теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы. Они появились бы потому, что представляют необходимый этап развития науки.

Многочисленные факты истории науки подтверждают, что к одним и тем же идеям в самых различных областях науки приходятнезависимо друг от друга разные ученые. Н.И. Лобачевский, Ф. Гаусс и несколько менее известных математиков практически одновременно пришли к одним и тем же фундаментальным результатам. Ч. Дарвин и Уоллес выступили на заседании Линнеевского общества в 1858 г. с совпадающими результатами об эволюции видов. А. Эйнштейн изложил принципы специальной теории относительности в 1905 г.; подобные результаты в том же году опубликованы А. Пуанкаре. Менделевскую генетику в 1900 г. одновременно и независимо друг от друга Lпереоткрывают¦ Чермак, Корренс и де Фриз.

Источник:  Селетков С.Г. "Аспирантура".

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)