Европейские бизнес-школы

Одно из неоспоримых преимуществ европейских бизнес-школ – гибкие образовательные программы. Обучение в большинстве из них длится год. Хоть оно и более насыщенно, чем двухгодичное, но, несомненно, намного привлекательнее для тех, кто не хочет терять два года карьеры.

Процедура поступления в европейские школы также более гибкая, в то время как основная масса американских школ жестко ограничивают сроки подачи заявлений. Документы подаются не позднее начала весны, а иногда и января текущего года. Большинство европейских бизнес-школ, включая самые престижные, используют систему "непрерывных сроков" приема (rolling deadline). Приемные комиссии готовы рассматривать заявки студентов вплоть до середины лета.

Кроме того, обучение в Европе примерно в два раза дешевле американского. Общие затраты в европейских школах обычно не превышают $60 тыс. (за исключением программ Executive MBA). Это меньше расходов слушателей многих американських школ за год.

Но, пожалуй, главное, на что сегодня обращают внимание потенциальные студенты бизнес-школ со всего мира, – это разнообразный состав слушателей, а также широкие возможности для знакомства с культурой разных стран мира. Этим не могут похвастаться американские программы MBA, в отличие от ведущих европейских бизнес-школ, таких как, например, INSEAD, IMD, London Business School, IESE и др. Примерно половина студентов европейских школ – иностранцы.

Европейские бизнес-школы очень четко уловили эту тенденцию и стараются усиливать международную направленность своих программ. В своих отчетах они даже отмечают увеличение интереса к ним со стороны жителей США.

В последнее время между европейскими школами обострилась конкуренция, что заставило их проявлять максимальную гибкость в построении учебных программ. Они открывают, к примеру, кампусы в азиатских и восточноевропейских странах и заключают партнерские соглашения с американскими бизнес-школами.

Европейский союз продолжает расширяться, его влияние на континенте растет, а школы, где на одном курсе учатся представители 50 и более национальностей, становятся все более популярными среди работодателей.

Тон европейскому бизнес-образованию задает Великобритания. В последнем рейтинге Financial Times британские школы упоминаются пятнадцать раз из ста, а London Business School в течение уже многих лет входит в пятерку лучших школ мира.

Школами с мировым именем может похвастаться не только Великобритания, но и другие страны Европы. Традиционно высокие места в рейтингах занимают французская INSEAD и швейцарская IMD. У них много общего: они ориентированы на обучение работе на международном рынке ("мобильный менеджер"), обе находятся в очень живописных местах (INSEAD – возле известного леса Фонтенбло, а IMD – на берегу швейцарского озера Леман). В обеих школах ценят студентов с солидным опытом работы (от 5 до 9 лет), обучение стоит недешево: более 55 тыс. EURO – в INSEAD и 70 тыс. EURO – в IMD. Но есть и существенные различия. Если INSEAD – крупная бизнес-школа, набирающая по 900 студентов ежегодно, то IMD – на порядок меньше: это «камерное» учебное заведение набирает лишь 90 студентов.

Хорошие школы есть также в Испании, Бельгии, Нидерландах и ряде других стран.

Бизнес-школы в Азии

Азия нынче испытывает бум популярности бизнес-образования (особенно программ Executive MBA). Например, в Тайване, где численность населения составляет 23 млн человек, действуют около 40 бизнес-школ! Среди них как совместные с европейскими и американскими образовательными учреждениями программы, так и собственно национальные бизнес-школы Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Китая, Индии, Филиппин и Японии.

Рост популярности бизнес-обучения в Азии объясняется двумя тенденциями рынка. Во-первых, местные и иностранные работодатели требуют от топ-менеджеров большего профессионализма и направляют их напрограммы MBA. Причем если раньше выбор делался между американскими и европейскими школами, то теперь востребованными оказались и местные учебные заведения. Считается, что их неоспоримое преимущество – способность дать слушателям знания по экономике развивающихся рынков. Во-вторых, географические границы бизнес-образования становятся все менее очевидными, а содержание обучения все чаще касается широкого ряда международных проблем. По этой причине многие американские школы открывают филиалы в Западной или Восточной Европе и Азии. Такие программы пользуются заметным интересом со стороны абитуриентов.

Одна из самых главных проблем – это языковой барьер и квалификация преподавателей. Пока далеко не все школы могут предложить обучение на английском языке, а преподаватели знакомы в основном только с местным рынком. Значительно выше языковой уровень профессуры в австралийских, индийских, филиппинских, таиландских и сингапурских бизнес-школах.

До недавнего времени основным препятствием для иностранных студентов было отсутствие обучения на английском языке на японских программах МВА. Сегодня же в этой стране есть девять университетов, в которых преподавание ведется на английском языке. Содержание японских программ МВА во многом повторяет содержание традиционных американских, но акцент делается на вычислительном анализе, статистике, финансах, бухгалтерском учете, маркетинге, лидерстве, организационном поведении, а также стратегическом управлении.

Еще одно преимущество азиатских учебных программ – это, конечно, невысокая цена по сравнению с американскими. Средняя стоимость года обучения здесь составляет примерно $25 тыс.

Бизнес-школы Австралии также нацелены скорее на развивающиеся рынки и в большинстве случаев имеют прочные связи с ведущими азиатскими университетами.

В некоторых деталях австралийские бизнес-школы имеют некоторое преимущество перед европейскими и американскими. Во-первых, обучение и жизнь в Австралии примерно в два раза дешевле. Во-вторых, далеко не все австралийские университеты требуют сдачи экзамена GMAT.

Правда, в отличие от большинства американских университетов, австралийские не имеют ни собственного кампуса, ни жилья. Его придется искать самому. Нелишне будет обратиться в службу housing office в самом учебном заведении. Ее представители хорошо знают ситуацию на рынке недвижимости, ведут базу данных по сдаваемым квартирам, плюс могут посоветовать «дружественного» агента по недвижимости.

Ряд бизнес-школ Австралии тесно сотрудничает с ведущими школами мира. Например, AGSM – с Wharton, Kellogg, UCLA и LBS, а бизнес-школа Melbourne University – с такими гигантами, как Columbia и Cornell.

По материалам: begin.ru

Источник: http://ru.osvita.ua/add-education/pro_mba/7326/