Научная новизна диссертационного исследования

Новизна диссертации и тема органично связаны. При этом должна существовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра исследования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изюминкой диссертационной работы.

Научная новизна v главное требование к диссертации. Это значит, что кандидатская диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики или обороноспособности.

Что стоит за положением Lсодержать решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний¦? Попробуем это уточнить. Безусловно, предполагается, что решение научной задачи при данных условиях и в такой постановке получено впервые. Далее. В кандидатской диссертации речь идет о задаче, которая должна быть научной (в докторской диссертации принято говорить о научной проблеме), то есть быть следствием развития отрасли науки v математики, физики, техники и других v как очередной этап. Технику многие авторы отделяют от науки, говорят и пишут Lнаука и техника¦. На наш взгляд, наука и техника не противостоят, а дополняют друг друга.

Очень важен вопрос о новой задаче, Lимеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний¦. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: Lновизна¦, или Lстепень новизны¦ задачи и ее Lсущественность¦ для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование нового знания для отрасли науки, общества. Первооткрытие нового знания и его общеизвестность в отрасли науки v далеко не одно и то же, но это отдельная тема для обсуждения. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично соискателем.

О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного решения научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие науки и технологии.

Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:

  •  обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;
  •  рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или компромиссным решениям;
  •  вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента v это уже заметная заявка на оригинальность;
  •  детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

  •  новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации, рассматривается  впервые;
  • новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
  •  новый метод решения;
  •  новое применение известного решения или метода;
  •  новые следствия из известной теории в новых условиях;
  •  новые результаты эксперимента, их следствия;
  •  новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;
  •  разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;
  •  разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых v к научному или практическому результату работы, выразившемуся в создании изобретения, отнести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Оппоненты говорят, что здесь мы имеем дело с Lтехнической¦ новизной, которая не имеет статуса нового научного результата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом Lновый научный результат v это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки¦. В данном случае мы имеем дело с технической отраслью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, например физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее v научно-технически-ми. Термин Lтехнический¦ стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином Lнаучный¦, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий Lновизна¦. Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Еще одна тонкость вопроса. При обосновании новизны научных результатов, по-видимому, некорректно приводить в качестве доказательства новизны указание на наличие у соискателя патента или авторского свидетельства. На наш взгляд, это подтверждение новизны, а новизна v суть новая идея, позволившая получить патент.

Замечание. Следует отождествлять понятияLсущественные признаки новизны¦ и Lосновные положения, выносимые на защиту¦.

В то же время, те блага, которые позволяет получить изобретение, преследовались в качестве цели, относятся к практическим результатам.

Источник:  Селетков С.Г. "Аспирантура".