Выбор темы диссертации

Соискателю полезно знать, что Положение о порядке присуждения ученых степеней не требует утверждения темы диссертации ученым (научно-техническим) советом факультета (университета) или организации. В то же время, в Комментариях к Федеральному закону LО высшем послевузовском профессиональном образовании¦ (с. 149) читаем: LТема диссертации выбирается аспирантом по согласованию с научным руководителем и утверждается ректором вуза или научным руководителем организации по представлению кафедр или отделов (секторов, лабораторий)¦.

Обычно тема кандидатской диссертации определяется научным руководителем, как правило, доктором наук, профессором и связана с научным направлением, которое он развивает.

Успешный выбор темы и научного руководителя гарантируется наличием научной школы в университете (институте, академии), защитившихся кандидатов и докторов наук по данному направлению отрасли науки, стажем работы научного руководителя в данном научном направлении, наличием материально-технической и информационной базы для проведения экспериментальных и теоретических исследований.

Замечание. Выбирайте тему диссертационной работы близкую Вам Lпо духу¦, роду увлечений. Желательно, чтобы специальность, по которой защищается диссертация, и специальность полученного высшего образования были из одной отрасли науки (технической, физико-математической, педагогической и т.д.). Если диплом о высшем образовании соискателя степени кандидата наук не соответствует отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, то по решению соответствующего диссертационного совета диссертант сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

Выбор темы диссертации v первый, а потому самый ответственный этап работы над диссертацией. Она должна быть осознана, а интерес к теме, стремление решить поставленную научную задачу должны сопровождать диссертанта на всех этапах движения к защите диссертации. Тема диссертационной работы как некоторое ядро диссертации v научная идея достижения цели обычно не меняется на протяжении всего предзащитного периода. Наименование работы, в отличие от темы, нередко окончательно формулируется в последние месяцы или даже дни перед представлением диссертации в диссертационный совет.

Соискателю, склонному заниматься теоретическими построениями, целесообразно разрабатывать проблемы теоретического плана. Исследователю, стремящемуся Lвсе потрогать своими руками¦, лучше заниматься проблемами эмпирического характера: поставить интересный эксперимент, выполнить наблюдение или более точное измерение с помощью современных приборов или новой методики.

При выборе темы полезно учесть, каков будет характер результатов диссертационной работы. Он становится ключевым при подготовке ЗАКЛЮЧЕНИЯ диссертационного совета, которое дают его члены сразу после защиты диссертации. Это заключение является своего рода представлением диссертационной работы от имени диссертационного совета для ВАК.

По требованиям ВАК характер результатов кандидатской диссертации может быть определен по следующим двум вариантам:

1. В диссертационной работе содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.

2. В диссертационной работе изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

В зависимости от того, какой вариант больше подходит для результатов работы, следует строить методологию ее построения, выбирать тему диссертации и формулировку v наименование диссертации.

Исходя из определений характера результатов диссертации, заложенных изначально ВАК, соискателю необходимо задаться следующими вопросами:

1. В какой отрасли науки будет защищаться диссертация v технической, физико-математической, педагогической, экономической или других?

2. В работе будет действительно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для выбранной отрасли знаний?

3. Что собой будут представлять технические, экономические или технологические разработки, которые будут изложены в диссертационной работе? Возможно ли объединение этих разработок в научно-квалификационную работу, имеющую внутреннее единство, и имеют ли они существенное значение для экономики или обороноспособности страны?

С выбором отрасли науки у аспиранта проблем обычно не возникает. Труднее бывает разобраться с последними вопросами.

Что будет в будущей диссертации соискателя v решение задачи или разработки? Обратим внимание, что в первом пункте нет указания на то, что должно быть новое решение задачи или поставлена новая задача. Предлагается только дать решение задачи, имеющей существенное значение. С понятием Lсущественное значение¦ также следует разобраться. Существенное значение способно оказать влияние на окружение этой задачи, т.е. на задачи, решаемые параллельно в данной отрасли науки, или научную проблему как составляющую научного направления, в границах которого решается научная задача, или в целом на научное направление. Последнее положение по значимости v уже удел докторской диссертации.

Также обратим внимание, что технические, экономические или технологические разработки должны быть только изложены, но при этом научно обоснованы. То есть кандидатская диссертация не требует внедрения этих разработок. При этом не должна за разработками диссертанта потеряться важная прикладная задача, решение которой он обеспечивает своими разработками, чем способствует укреплению экономики или обороноспособности. И еще. Диссертанту придется потрудиться над тем, чтобы научиться научно обосновывать свои разработки.

Тема диссертации становится интересна, актуальна, может содержать существенные элементы новизны, если соискателю удается:

  •  включить в научный оборот новейшие результаты исследований в смежных областях других наук, примыкающих к отрасли научных исследований, так как на стыках наук часто выявляются новые важные открытия. Пограничные области знания нередко являются Lбелыми пятнами¦ среди изученных явлений. Наиболее просто это сделать, используя математическое моделирование, например, в педагогике, экономике, других гуманитарных исследованиях, или применяя современные информационные системы для представления новых знаний;
  •  создать новые методы исследования или принципы разработки, технологические или методические приемы, новые конструкции, схемы, структуры, применительно к конкретной области практического применения; методические исследования тоже могут служить основой диссертационной работы, если проводятся на достаточно высоком теоретическом уровне, экономически обоснованы, имеют прикладное значение;
  •  пересмотреть старые открытия, разработки, приемы, способы устройства с новых теоретических позиций, взглядов, с привлечением новых существенных факторов, выявленных автором. В истории науки и техники есть немало замечательных примеров, когда пересмотр старых научных достижений под новым углом зрения давал исключительные результаты.

Тема диссертации определяет ее наименование. Подходы, которые могут быть использованы при определении наименования диссертации, излагаются ниже.

Источник:  Селетков С.Г. "Аспирантура".