Научная степень кандидат доктор наук ВАК

Еще в средней школе, с началом изучения фундаментальных научных дисциплин, таких как математика, физика, химия, каждый из нас сталкивается с именами великих ученых: Пифагор, Евклид, Николас Коперник, Исаак Ньютон, Д.И. Менделеев, А. Эйнштейн, стоявших у основ этих наук. С движением по лестнице обучения имен становится все больше, и каждое из них вписано золотыми буквами в историю науки и образования. За каждым именем v конкретный человек, ставший известным всему миру в силу своих способностей, устремленности к познанию нового и просто обстоятельств его научной и человеческой жизни. Если в Вашей душе шевельнулся Lчервячок белой зависти¦ повторить их научный подвиг, значит, для Науки Вы не лишний человек и есть надежда на успех, но для этого следует подготовиться к тяжелому труду, не сравнимому ни с каким другим. Не следует сомневаться в своих способностях. Человек, имеющий высшее образование и стремление к научной работе, в состоянии подготовить диссертационную работу и стать кандидатом наук.

Для занятия наукой нет ограничений и по возрасту. Конечно, чем раньше, тем начать проще, но не легче. Жизненный опыт требуется везде. И люди, защищающие кандидатские диссертации в 60 лет и докторские в 70, вызывают преклонение членов диссертационного совета.

Да, возможно, от получения диплома кандидата наук природных данных у вас, скорее всего, не прибавится, но значительно возрастет объем знаний, уверенность в себе, расширится кругозор, появится умение видеть суть проблемы и способы ее разрешения, обострятся способности строить целостную систему и логическое мышление. Эти качества пригодятся не только в научной деятельности, но и в общении, в быту и вообще в жизни. Человек науки в обществе v национальное богатство.

Но главное v это трудно объяснимое желание соприкоснуться с неизвестным, причем не просто неизвестным только для Вас, а неизвестным для всего человечества. Воспитанное с детства здоровое любопытство перерастает в стремление стать первооткрывателем закономерностей неисчислимых и интереснейших явлений окружающего мира, наполняет жизнь содержанием, способным объяснить, и прежде всего себе, необходимость сегодняшнего и относительно кратковременного пребывания своего LЯ¦ в бесконечных масштабах времени и пространства Вселенной.

В начале ХХI в. наука в России с трудом существует. Очень хочется верить, что это, скорее всего, временное явление, и когда-нибудь явление Lутечки¦ мозгов сменится обратным. В странах Европы и Америки квалификация специалиста ценится очень высоко. Любой доктор философии (своеобразный аналог российского кандидата наук) v уважаемый гражданин своей страны, труд которого хорошо оплачивается, не говоря уже о профессоре.

Но вернемся к российской действительности. Необходимо заметить, что в хороших научных коллективах всегда складывается исключительно доброжелательное отношение к аспирантам и соискателям. Проявите желание, целеустремленность v и Вы всегда найдете себе научного руководителя, университет или НИИ, где сможете поступить в аспирантуру или стать соискателем ученой степени.

Итак, решение заниматься наукой принято.

Поставьте перед собой первый блок вопросов.

  •  Что сегодня наиболее важно для человечества, государства, региона, меня лично в аспекте получения нового научного знания и его практической реализации?
  •  Какие научные знания сегодня и завтра будут иметь доминирующее значение?
  •  Какая научная дисциплина для меня наиболее привлекательна?
  •  Каково соотношение между моим собственным базовым образованием и выбранной научной дисциплиной?
  •  Что мне интереснее v ставить эксперименты или заниматься теорией?
  •  Требуется ли мне наставник v научный руководитель?

Оставим для самостоятельного ответа все вопросы, кроме последнего. В современных условиях начинающему ученому при всех его талантах практически невозможно найти научную область, которая могла бы быть им освоена самостоятельно и плодотворно с точки зрения науки. Поэтому необходимым начальным этапом в научной деятельности является поиск соответствующего научного коллектива v научной школы и научного руководителя.

Можно дать следующие советы для оценки и выбора научного коллектива и научного руководителя.

Плодотворный научный коллектив относительно молод, доброжелателен, находится в поиске талантов, полон новых идей, его члены выпускают оригинальную стенную газету, эрудированны, талантливы, имеют различные способности и неписаные традиции. В коллективе состоят как титулованные лидеры, так и начинающие научные работники, а главное v они имеют возможность и постоянно занимаются экспериментальными исследованиями, сотрудничают с научными и промышленными предприятиями, часто публикуют свои работы в научных изданиях различного уровня, участвуют в научных конкурсах и конференциях.

Формально научный руководитель определяется достаточно просто. Если Вы обратились к человеку, имеющему степень доктора наук, и он согласился быть вашим научным руководителем, то поступить в аспирантуру не очень сложно. Для этого требуется написать заявление соответствующего образца и сдать вступительные экзамены по философии, иностранному языку и дисциплине, имеющей непосредственное отношение к предмету Ваших будущих изысканий. Труднее найти научного руководителя, который нужен именно Вам, способен увлечь интересной работой, объяснить, как она должна выполняться, познакомить с научными методами и средствами, научить писать Lпо-научному¦, воспитать из своего ученика настоящего ученого. Из сказанного не трудно представить некоторые черты такого научного руководителя: увлеченность наукой, не обремененность общественной и административной работой, влюбленность в своих учеников, подкрепленная желанием передать все, что известно самому, эрудированность в вопросах науки вообще, своей области исследований и методологии науки. Настоящий научный руководитель способен не только дать ценное указание, но и выполнить многое сам, например, быстро набрать или отредактировать статью на компьютере. И конечно, на роль научного руководителя больше подходит доктор, чем кандидат наук.

Итогом обучения в аспирантуре должен стать научный труд соискателя ученой степени, оформляемый в виде небольшой книги или отчета, называемого диссертацией (от лат. dissertatio v рассуждение, исследование), в которой соискатель под руководством научного руководителя, но самостоятельно, излагает полученные научные результаты, свидетельствующие о личном вкладе автора в науку.

Кандидатская диссертация должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, выявить способность диссертанта к самостоятельным научным исследованиям, глубокие теоретические знания в области данной дисциплины и специальные знания по проблеме диссертации.

Настоящий ученый, защитив кандидатскую диссертацию, не оставляет своих научных изысканий, а продолжает их, ищет новые направления развития своих научных идей и отрасли знания, обобщает и систематизирует полученные результаты, создает научную школу. Итогом этой научной работы становится диссертация на соискание ученой степени доктора наук.

Докторская диссертация v самостоятельная квалификационная работа, в которой с позиций системного подхода дается решение важной научной проблемы, разработаны теоретические положения, квалифицирующиеся как крупное научное достижение, или изложены решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Отметим, что и после защиты докторской диссертации научный путь ученого не заканчивается, и присужденные ему ученые степени являются только оценкой его квалификации. Подлинные вехи научного пути ученого v его научные разработки, идеи, новые научные направления, изобретения и открытия, ставшие достоянием человечества и получившие достойное признание.

Источник:  Селетков С.Г. "Аспирантура".