Написание диссертации

Общие принципы построения текста. Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию диссертации, нельзя сразу писать ее начало-введение. Введение к диссертации — наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании Выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Основная часть диссертации должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В кандидатской диссертации может быть две, или три главы, в докторской — четыре или более. Каждая глава состоит из двух параграфов, не менее. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной. Вы должны мыс­ленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и распо­ложением отдельных параграфов.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты-плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссерта­ции — это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу диссертации.

Конечно, не существует стандарта композиции диссертационно­го труда. Каждый соискатель сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре диссертационного произведе­ния. Диссертация непременно должна содержать следующие эле­менты:

— Титульный лист.

— Оглавление.

— Введение.

— Главы основной части.

— Заключение

— Библиографический список.

— Приложения.

Вспомогательные указатели.

После титульного листа помещается оглавление (см. образец 2), в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и более Мелких рубрик диссертационной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начина­ются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, пос­ледовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на трих—пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столб­це оглавления.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть дис­сертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследо­вания, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также Положения, выносимые на защиту.

По поводу актуальности темы уже достаточно было сказано выше. С точки зрения композиционной структуры диссертации обо­снование актуальности темы должно занимать примерно одну-две страницы введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современ­ные научные представления о предмете исследования.

За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно пере­числить прошлых и современных, отечественных и зарубежных уче­ных, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной обще­ственности материала по данной теме, который, с Вашей точки зре­ния, следовало бы ввести в научный оборот[1]. Здесь нужно проде­монстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, мо­жете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до .него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким вы­водам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководи­телем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштаб­ные заявления.

 После рассмотрения степени научной разработанности проблемы осуществляется плавный логически обоснованный переход к форму­лировке лично Вашего места в исследовании проблемы. Здесь фор­мулируются цель диссертационного исследования и его задачи, иначе говоря, его стратегия и тактика. При этом необходимо помнить, что перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста всей работы. Далее формулируются объект и предмет ис­следования. Объект (научного исследования) — это избранный эле­мент реальности; который обладает очевидными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблем­ную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного иссле­дования) — логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мыслен­ного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет ис­следования определяет тему диссертационной работы, которая обо­значается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном кон­струировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и разви­тие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия, явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение ко­торых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Не обязательно, но желательно во введении к работе кратко ска­зать о структурных этапах дальнейшего изложения и обосновать ло­гику его построения.

Основная часть работы по объему должна составлять примерно. 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом дис­сертации. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обо­сновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказа­тельность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необяза­тельного и загромождающего текст материала.

Заключительная часть диссертации (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты Вашего труда. Заключение — это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий экс­плицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог Вашей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых — выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.

Каждый включенный в такой список литературный источник не­обходимо отразить в рукописи диссертации. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые Вы не использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует при­вести их в подстрочных ссылках.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части диссертации, помещают в приложе­нии.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлин­ных документов, выдержки из отчетных материалов, производствен­ные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и пра­вил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения помещаются в конце диссертации. Каждое приложе­ние должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в пра­вом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заго­ловок. При наличии в диссертации более одного приложения они ну­меруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложе­ние I», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых да­ются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц ос­новного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посред­ством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; напри­мер: (см. приложение 1).

Рубрикация текста. Текст диссертации, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов —глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных римскими и арабскими цифрами; более мелкие рубрики, чем параграф, помеча­ются буквами русского или латинского алфавита. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной едини­цы — параграфа или подпараграфа с помощью абзацев — отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, кото­рые невозможно выделить другими способами. Логическая целост­ность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему вос­приятию текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертацион­ной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней ло­гикой текста. Например, если глава делится на параграфы, пос­ледние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частнос­ти, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составля­ющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество парагра­фов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Деление главы на параграфы должно осуществляться на протя­жении всей главы по одному и тому же признаку. Например, если глава «Основные формы религиозного опыта» разбита на параграфы:

1) экстравертный опыт, 2) интровертный опыт, 3) теистический опыт, то такое деление неправильно, поскольку осуществлено не по одному признаку, а по двум сразу: первые два параграфа классификации раз­деляют религиозный опыт по психологическому критерию, а послед­ний параграф вносит содержательный критерий, поскольку в дейст­вительности теистическим может быть как экстравертный, так и интравертный опыт.

Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотно­сится друг с другом как часть и целое. Например, с точки зрения логики нельзя признать правильным деление главы «Учащиеся, нуж­дающиеся в специальных методиках обучения» На параграфы: 1 )дети, отстающие в развитии, 2) дети. отстающие в развитии речи. 3) дети с органическими отклонениями от нормы. Ошибка здесь в том, что дети, отстающие в развитии речи, в действительности представляют собой подгруппу детей, отстающих в развитии; таким образом, второй параграф является частью первого по содержанию.

При делении главы на параграфы нельзя перескакивать через от­дельные классификационные виды. Например, деление главы «Виды предложений» на три параграфа: 1) простые предложения,

2) сложносочиненные предложения, 3) сложноподчиненные предло­жения — явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятий различной степени рубрикации. Эту главу следовало бы разделить на два параграфа: 1) простые предложения, 2) сложные предложения, причем последние в свою очередь могут быть разделены на сложно­сочиненные и сложноподчиненные.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, мате­матических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или пара­графа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содер­жание главы с достаточной точностью.

Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого ис­пользуются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разде­лы — с использованием прописных букв, главы — римских цифр, параграфы — арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит «в моду» чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы — двумя цифрами:

номером части и номером раздела (например, раздел 2.1), пара­графы — тремя цифрами (2.1.3). Такая система допускает отсутствие слов «часть», раздел», «глава», «параграф».

Источник: Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие.