Работа с научной литературой

Работа с научной литературой  основная часть подготовитель­ного этапа работы над диссертацией. Поначалу может показаться, что литература по теме — это бескрайний океан, в котором невоз­можно найти ориентиры. Однако, если выбран правильный метод пос­ледовательного ознакомления с источниками, это затруднение будет преодолено, и Вы в скором времени научитесь свободно ориентиро­ваться в литературе по выбранной Вами теме.

Логическим центром работы над научной литературой является ос­новная проблема диссертации. Проблема и тема — не одно и то же. Проблема — это как бы логический узловой пункт темы, задаю­щий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформу­лировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической за­дачи и т.п.

Формулировка проблемы научного исследования — это, по сути, кристаллизация Вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы — залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить про­блему, необходимо понять, ,что в выбранной теме уже разработа­но до Вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения диссер­тации под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел. Вы сможе­те с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроб­лем — вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Получен­ная из литературы информация служит основанием постановки про­блемы.

Важное место в общем процессе занимает работа с литературой (см. схему). Обращение к литературе, ее подбор, логика и последо­вательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность Ваших усилий зависят от четкости и ло­гической правильности постановки проблемы.

Проблема — это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточ­но, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы дис­сертации, взятая в логическом разрезе, по сути и определяется на­личием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

Источник: Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие.