Выбор условий работы над диссертацией и научного руководителя

Важный аспект жизни аспиранта, опре­деляющий качество исследований, — наличие рабочего места. Где конкретно Вы будете проводить большую часть времени в ближайшие несколько лет? При выборе учебного заведения, в котором Вы будете учиться в аспирантуре. Вам нужно принять во внимание существующие там условия.

В некоторых учебных заведениях аспирантам предоставляются кабинеты для индивидуальной работы, в других аспиранты работают вместе со студентами в общем помещении. Иногда аспиранты полу­чают стол для работы в небольшой комнате на несколько человек — так во многих вузах работают члены кафедры. Есть и такие учебные заведения, где аспирантам не предоставляется места для работы, а предполагается, что они должны работать дома или в библиотеках, лабораториях, других организациях или на практических занятиях.

Может оказаться, что Вы не будете возражать против компании коллег по учебе и с удовольствием займете свое место в большой комнате, отведенной специально для аспирантов. А может, Вас будет раздражать необходимость общаться с другими и слушать все, что они будут рассказывать, в то время как Вам хочется работать в тишине. Возможно, Вы любите одиночество и часы, не занятые экспериментами или другими видами сбора данных, проводите над книгой или за оформлением документации. Допустим, Вы стремитесь четко разграничивать работу и общение и предпочитаете сами устанавливать эти границы. Но может оказаться, что изолированность Вашего рабочего места приведет к возникновению чувства отчужденности и Вы ощутите недостаток общения с другими аспирантами, а это мешает возникновению дискуссий и появлению новых идей.

По мнению некоторых, идеальное рабочее место — это письменный стол в комнате на двух-трех аспирантов: в своем столе можно хранить книги и материалы для работы, а в комнате проводить встречи, общаться с коллегами и в то же время иметь постоянный контакт с научным руководителем и другими членами кафедры.

Но зачастую реальная жизнь далека от этого, и, возможно, Вы будете вынуждены тесно общаться с людьми, которые по той или иной причине Вам неприятны. Один из них может беспрестанно курить, другой — постоянно говорить и развлекать приятелей, тогда как Вы хотели бы сосредоточиться на работе. Один может иметь привычку брать у Вас что-либо, забывая возвращать, или оставлять на Вашем столе свои вещи, а другой может надоедать совсем по-иному: задавать слишком много вопросов, назойливо интересоваться Вашей личной жизнью, обсуждать чужие проблемы или успехи. И в довершение всего. Ваше присутствие или отсутствие будет легко подмечаться другими, и Вам, возможно чаще, чем того бы хотелось, придется отчитываться за свои отлучки. А Вашего научного руководителя, который вроде бы находится где-то рядом, будет совсем не так-то просто найти, как казалось поначалу.

Выбор научного руководителя

Возможно, это самый важный выбор, который Вам предстоит сделать. Как правило, научные руководители назначаются кафедрой, а не выбираются аспирантами или, что бывает реже, руководители сами могут подбирать себе аспирантов. Тем не менее, обычно есть какая-то возможность повлиять на этот процесс, и, конечно. Вы должны ею воспользоваться.

Чтобы убедиться, подходит ли конкретный профессор для роли Ва­шего руководителя. Вам нужно иметь о нем определенную информацию, прежде всего необходимо узнать о его общепризнанных научных достижениях и сегодняшних изысканиях. Следует найти ответы на вопросы: какие, сколько, где опубликовал Ваш потенциальный руководитель научных трудов за последнее время? Финансирует ли кто-нибудь его научную работу? Приглашают ли его участвовать в научных конференциях на родине и за рубежом? Желательно, чтобы ответы на данные вопросы были преимущественно положительными.

Выбирая научного руководителя, важно также учитывать, насколько тесные контакты Вы хотите с ним установить.

Отношения между руководителем и аспирантом бывают, как правило, весьма близкими. Но если некоторым аспирантам нужно тесное общение с научным руководителем (особенно в начале обучения), то других угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше.

Существуют по меньшей мере две формы деловых отношений с руководителем: первая форма — аспиранту нужна постоянная поддержка, а руководитель, имея постоянную обратную связь с аспирантом, дает указания, направляет ход его научной работы; вторая форма — аспирант имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, а не указывает конкретно направление научных изысканий, как это делается при более тесном контакте.

Как показывают проведенные исследования, если аспирант работает, ожидая, что вот-вот появится результат, достойный обсуждения, а его руководитель постоянно требует каких-то весомых результатов, то это ни к чему, кроме раздражения, не приводит, а поставленные цели кажутся аспиранту недостижимыми. По мнению руководителя, такой аспирант слишком осторожен и не способен работать самостоятельно. Наоборот, если аспирант нуждается в постоянной поддержке, но работает с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то определенное время, то он чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания (если у последнего все-таки хватит смелости просить уделять ему немного больше времени).

Взаимопонимание и хороший контакт между соискателями и их научными руководителями — главные моменты в их отношениях. Когда установлены хорошие личные отношения, все остальное мгновенно становится на свое место. Несовместимость между руководителем и аспирантом приводит к тому, что последний начинает воспринимать отрицательно все, что связано с аспирантурой. Поэтому следует как можно раньше обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа.

Источник: Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие.