Что такое аспирантура

По собственному опыту знаю, что, поступив в аспирантуру, молодые ученые (ведь аспиранты являются именно молодыми учеными) сталкиваются с большим числом проблем. Эти проблемы связаны прежде всего с тем, что аспиранты не достаточно хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие 3 года. По своей психологии они еще являются студентами, привыкшими к институтской системе обучения — посещениям лекций, практических занятий, системам зачетов и экзаменов.

Однако, аспирантура — это самостоятельная форма получения образования, цель которой — научиться заниматься научной работой. Аспирант должен сам определить интересующее его (или просто актуальное) научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, касающуюся этой темы, организовать эксперимент, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. В сущности, диссертация похожа на добросовестно выполненную курсовую или дипломную работу, но должна содержать больше научной новизны и практической (и/или теоретической) значимости.

Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации. Успешно закончившим обучение считается аспирант, написавший диссертацию и прошедший ее предварительную защиту. Предварительная защита — это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Она происходит не на Ученом Совете, а на расширенном заседании кафедры, на которое приглашаются представители других кафедр и/или учебных заведений.

Трудности, с которыми сталкивается молодой ученый, и о которых он зачастую даже не подозревает, часто являются причиной неуспешного окончания аспирантуры, когда проучившись 3 года, аспирант не заканчивает написание диссертации. Практика показывает, что диссертация, завершение которой отложено «на потом» — когда появится время, средства и т.д. — так и остается незавершенной никогда.

Что за зверь научный руководитель? 

Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель — опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Однако научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель — это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую Вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук — зачем лишние проблемы при оформлении документов.

Научных руководителя может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям, как сейчас модно. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно, им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научные руководители утверждаются Ученым Советом ВУЗа в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей.

Первый тип наиболее удобен для аспиранта — такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но при этом от него требуется и меньше творчества. В результате такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми — они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем — 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если Ваш научный руководитель совсем позабыл о Вашем существовании, Вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую, быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).

Если научный руководитель пользуется Вашим уважением, либо оказывает Вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье — не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым Годом, Днем Рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.

Что делать сразу после окончания вступительных экзаменов в аспирантуру? 

Учебный год аспирантов начинается с декабря, в то время как результаты вступительных экзаменов в аспирантуру становятся известными еще в октябре (возможно, в Вашем ВУЗе месяцы другие, но суть от этого не меняется). Часто в эти два месяца аспирант слоняется как неприкаянный, не зная чем заняться, зато потом ему приходится выполнять огромное количество непривычной работы в условиях острой нехватки времени. Цените свое время, 3 года — не так уж много. Берегите нервную систему от перенапряжений, которые будут неизбежны при нерациональной организации обучения.

Поэтому сразу после окончания экзаменов приступите к работе в библиотеке, где необходимо, во-первых, собрать картотеку литературных источников по теме диссертации, а во-вторых, изучить эту литературу. Если тема исследований неизвестна Вам даже приблизительно, начинайте трясти по этому поводу научного руководителя.

Источник:  www.aspirantura.spb.ru